В своем докладе Олег Владимирович представил концепцию применения больших языковых моделей (LLM) при использовании кейс-метода в медицинском образовании, расширяющую возможности подготовки врачей за счет внедрения технологий искусственного интеллекта. Концепция предложена Институтом усовершенствования врачей и Лабораторией цифрового развития Пироговского Центра.
Во всем мире медицинские образовательные учреждения решают задачу формирования клинического мышления. С одной стороны, это невозможно без практики, которая позволяет применять теоретические знания в реальных клинических ситуациях, но с другой — доступ обучающихся к работе с реальными пациентами постоянно сокращается. Решение этой проблемы Пироговский Центр видит в использовании современных цифровых технологий, в частности, LLM для создания интерактивных образовательных кейсов. Традиционный кейс-метод обладает рядом недостатков, которые LLM помогут преодолеть:
- Разработка и поддержание актуальности ситуационных задач требует больших затрат времени и сил;
- Сложно организовать эффективное интерактивное обсуждение;
- Затруднительно предоставлять обучаемым корректные ответы на нестандартные вопросы, выходящие за рамки кейса.
В качестве примера был продемонстрирован прототип интерактивного кейса, разработанный на базе одной из современных больших языковых моделей. Прототип позволяет:
- Соотносить содержание учебного кейса с действующей клинической рекомендацией Минздрава России;
- Вести диалог с обучаемыми, отвечая на их вопросы;
- Генерировать лабораторные и инструментальные данные, необходимые для решения кейса;
- Адаптировать сложность кейса в режиме реального времени, подстраиваясь под уровень подготовки студента.
Докладчик выразил уверенность, что развитие LLM откроет новые возможности для совершенствования кейс-метода в медицинском образовании, в частности:
- Автоматизировать процесс создания и обновления кейсов;
- Формировать кейсы для различных типов учебных ситуаций, что сделает обучение более эффективным и приближенным к реальной практике;
- Оценивать уровень клинического мышления, помогая студентам и преподавателям отслеживать прогресс в обучении.
Разработка интерактивных образовательных кейсов на базе LLM является важным шагом на пути к созданию цифровой образовательной среды, которая позволит подготовить новое поколение высококвалифицированных врачей, готовых к вызовам современной медицины.
Олег Владимирович Пензин отметил, что, несмотря на все преимущества, применение LLM сопряжено с определенными рисками. В частности, могут возникать «галлюцинации» — ошибки, допущенные моделью при генерации контента.
Доклад вызвал большой интерес как среди представителей медицинского сообщества, так и среди разработчиков решений с искусственным интеллектом.