11-12 декабря 2024 года в Москве состоялась международная Открытая конференция, организованная ФГБУН «Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН». От Пироговского Центра в ней принял участие к.м.н., заведующий Лабораторией цифрового развития Олег Владимирович Пензин, который выступил на круглом столе «Цифровая медицина». Основная цель мероприятия — обмен результатами научных исследований и практическим опытом их внедрения. Конференция приурочена к юбилею института и 300-летию Российской академии наук.

В своем докладе Олег Владимирович представил концепцию применения больших языковых моделей (LLM) при использовании кейс-метода в медицинском образовании, расширяющую возможности подготовки врачей за счет внедрения технологий искусственного интеллекта. Концепция предложена Институтом усовершенствования врачей и Лабораторией цифрового развития Пироговского Центра.

Во всем мире медицинские образовательные учреждения решают задачу формирования клинического мышления. С одной стороны, это невозможно без практики, которая позволяет применять теоретические знания в реальных клинических ситуациях, но с другой — доступ обучающихся к работе с реальными пациентами постоянно сокращается. Решение этой проблемы Пироговский Центр видит в использовании современных цифровых технологий, в частности, LLM для создания интерактивных образовательных кейсов. Традиционный кейс-метод обладает рядом недостатков, которые LLM помогут преодолеть:

  • Разработка и поддержание актуальности ситуационных задач требует больших затрат времени и сил;
  • Сложно организовать эффективное интерактивное обсуждение;
  • Затруднительно предоставлять обучаемым корректные ответы на нестандартные вопросы, выходящие за рамки кейса.

В качестве примера был продемонстрирован прототип интерактивного кейса, разработанный на базе одной из современных больших языковых моделей. Прототип позволяет:

  • Соотносить содержание учебного кейса с действующей клинической рекомендацией Минздрава России;
  • Вести диалог с обучаемыми, отвечая на их вопросы;
  • Генерировать лабораторные и инструментальные данные, необходимые для решения кейса;
  • Адаптировать сложность кейса в режиме реального времени, подстраиваясь под уровень подготовки студента.

Докладчик выразил уверенность, что развитие LLM откроет новые возможности для совершенствования кейс-метода в медицинском образовании, в частности:

  • Автоматизировать процесс создания и обновления кейсов;
  • Формировать кейсы для различных типов учебных ситуаций, что сделает обучение более эффективным и приближенным к реальной практике;
  • Оценивать уровень клинического мышления, помогая студентам и преподавателям отслеживать прогресс в обучении.

Разработка интерактивных образовательных кейсов на базе LLM является важным шагом на пути к созданию цифровой образовательной среды, которая позволит подготовить новое поколение высококвалифицированных врачей, готовых к вызовам современной медицины.

Олег Владимирович Пензин отметил, что, несмотря на все преимущества, применение LLM сопряжено с определенными рисками. В частности, могут возникать «галлюцинации» — ошибки, допущенные моделью при генерации контента.

Доклад вызвал большой интерес как среди представителей медицинского сообщества, так и среди разработчиков решений с искусственным интеллектом.


Олег Владимирович Пензин


Олег Владимирович Пензин